воскресенье, 18 марта 2018 г.

Зимнее путешествие в Снежные горы


      Путешественникам всегда кажется, что необычные, диковинные земли лежат где-то за горизонтом далёких морей. И устремляясь к ним, мы проскакиваем, не замечая того, что совсем рядом. Природа Сибири поражает своей мощью и красива в любое время года. Тофалария - труднодоступный, суровый, но при этом и самый притягательный, значимый и очаровательный уголок Восточных Саян. Снежные вершины гор, каменистые реки, багульник, олени, труднопроходимая тайга, горная тундра, скалистые пики, бурные ручьи, моховые болота, ягодники, места обитания духов и в гармонии со всем этим миром мыслящий, располагающий облик таёжных людей.

      Нас заносит в неизведанные уголки нашей родины, что порой мы сами удивляемся, что таковые существуют. Длительное зимнее путешествие по Снежным горам было сокровенным желанием всей моей жизни. Ради чего? Проверить свои возможности, открыть действительно другой мир, где зима похожа на сказку, когда на речках встает лед и многие маршруты становятся проще, а сопки покрываются снегом и живописные и легендарные каньоны – доступнее. Там, среди Снежных гор, вовсе не сизая мгла, там тысячелетиями живут горно-таёжные северные олени и обладающие большой душой кочевые таёжные оленеводы - охотники. Отправляясь с ними в путешествие, я надеялся приобрести новый опыт и жизненные уроки.

      - Если дело делаешь от души, то короче покажутся тропинки, - звучали слова старейшины. - Когда оленя бережёшь, он сбережёт тебя в пургу.

      Зимнее путешествие ничем не хуже летнего, а в чем-то даже и лучше. Зимой, как правило, ясная погода и хорошая видимость. Зимнее небо по-особенному красиво, а воздух такой, что им не просто дышишь, а его пьешь. Путешествие в одиночку по Снежным горам Тофаларии зимой представлялось мне предприятием рискованным. Снежные горы — это архаичный мир и именно поэтому цена мелочной ошибки в расчётах здесь очень велика. Надеясь на успех зимней экспедиции, я грамотно готовился к ней. Опасался всего: например, замерзнуть. Предусмотрительно сформировал маршрут из Нижнеудинска до Республики Тыва и решил вопросы организации и безопасности. Большинство страхов улетучилось после первого же ужина с горячим чаем и ночёвкой с хвойным ароматом дыма от костерка в оленеводческом чуме. На следующий день вышло ласковое солнце. Картинка переменилась: вокруг заснеженные кедры, пики гор блестели, мороз трещал, олени дружелюбно ходили рядом. Для уверенности я решил путешествовать с оленями пешком. Вставал рано утром, брал рюкзак и совершал длительные переходы. На закате свет переливался из оранжевого в лиловый. На небе подмигивали первые звездочки. От радости они танцевали, срывались и падали на вершины в фантастическом звездопаде. Лёгкая Луна кочевала вместе с нами, и казалось, её очень легко погладить рукой. А прямо над нами висела Полярная звезда, вокруг которой двигались созвездия Большой Медведицы.

      - Когда дым из чума к земле идет, мороза не будет, - приговаривал старейшина. - В глубоком снегу не замерзнем.

      Снежные горы, ущелья, промерзшие долины и водопады не игровое пространство, где мы удовлетворяли свои амбиции покорителей природы. Снежные горы - величественные храмы идеальной гармонии, имеющие власть звать в свои края и где кочевые таёжники исповедуют свои обычаи и правила. Владея ими, уважая их, таёжники соблюдали единственное условие для полного наслаждения захватывающим образом таёжной жизни. Таёжники часами смотрели на Снежные горы и своих прародителей оленей снизу вверх. Это поначалу казалось мне странным, что они разговаривали со Снежными горами. Животные, растения и даже камни могли говорить с людьми и разговаривать между собой. Отсюда я наблюдал таёжные изречения: «И у горы есть глаза», « И камни говорят». Я старался понять - ждут Снежные горы меня или нет, допустят они меня в свои анимистические представления и размышления.

      - Чай ароматней, если он с добрым другом разделен, - звучали слова старейшины. - Оставленный в горах запас - и для нас, и для вас.

      Люди и олени, находясь в жёстких климатических условиях, объединённые общей идеей, одухотворяли явления окружающего мира, общались, решали общие задачи. Все горы и явления объективной действительности, как нечто себе подобное, наделяли таёжники желаниями, волей, эмоциями. Небо и горы, солнце и луна, снег и ветер, звезды и планеты, лёд рек и водопадов, даже отдельные деревья были в глазах таёжников одушевленными и разумными существами, чьей благосклонности они добивались. Помощь, взаимовыручка, просто нахождение вместе – объединяли горы, оленей и людей до таёжного братства. Это неотъемлемая часть Снежных гор, она хороша и радует. Я счастлив, что познакомился с таёжными людьми, которых мне подарили Снежные горы. Благодарил их, что мы были объединены идеей путешествий и исследований.

      - Мы не боимся смотреть в глаза Солнцу оленю, - звучали пожелания старейшины. - Бывает ровной не всегда тропинка. Оленя, если обижать, то и на привязи не удержать.

      Зимой здесь нереально красиво и тихо. Под открытым небом стоят чумы и тянутся тропинки непревзойдённых знатоков тайги. Полностью погружаясь в природу, я шел пешком по снегу и ехал верхом на оленях. В общем, предался тихим уютным развлечениям, о которых всегда мечтал. Напрягался интеллектуально в таинственности страны снега и скал. В Восточных Саянах сохранилось немало тайн и загадок, а зимнее путешествие туда позволило открыть что-то новое. Странствуя среди удивительных силуэтов гор, холодного дыхания ледников, осыпей качающихся камней, снежников готовых сорваться с вершин, бесконечных кедрачей открывал прекрасные творения человеческих рук. Впечатления от сотворённых первопроходцами Саянских просторов неизвестных сооружений из камней, уходящими историческими корнями в глубины веков украшали аналитическую часть похода. Осмотр памятных камней родовых угодий на почитаемых вершинах, изучение островерхих куч сакральных Обо на стойбищах и перевалах или поиск составленных в два параллельных ряда так, как рога должны были стоять у бегущих один за другим оленей или расшифровка символических знаков на наскальных рисунках прогоняли серость бытия. Из глубин веков взывали к нам живые голоса. Они сближали человека с человеком, род с родом, народ с народом. Они дальновидно остерегали потребительски относиться к природе, учили думать о завтрашнем дне. От рисунков солярных знаков в виде кругов, лунных – в виде рожков, обегающих спиралей – символа небесного движения во времени начинались все наши пути к таёжным мифам о неразгаданных оленях.

      - Оленю лучшая мерка - на тропинке проверка, - звучали отклики старейшины. - Человек похож на оленя, который идёт по протоптанной тропинке.

      Таёжники не были равнодушны во взаимоотношении к могучим и непостижимым стихиям. Наблюдая за небом, изучали движение солнца, луны и звезд, точно устанавливали дни зимнего солнцестояния, весеннего равноденствия, определяли число дней в путешествии. А в мифах таёжники искали благоволение. На мифическом крылатом олене старейшина в дни зимнего солнцестояния отправлялся в путь по золотой тропе оживлять животворящее Солнце. Его злато сияющий, злато лучистый, творящий, излучающий, милостивый Дух дарил свет и жизнь. Мудрый Дух, щедро дающий разум, идеальное здоровье и продление земной жизни, силой стремления превращал туман внутри сердец таёжников в раскалённое и пылающее солнце. Возможно, это зимнее путешествие помогало найти то, чего так не хватало нашим сердцам и помогло обогатиться опытом и переживаниями не доступными в обыденной оседлой жизни.

      - Мы – люди Солнце оленя и нашему воображению кажется, что вся природа оживлена, населена и наполнена духовными существами, - свидетельствует старожил, способный приручать диких животных. - Одушевлённые Небо и Горы охраняют и производят все существующее и предпочитают белый, солнечный цвет в оленях.

      Способом выживания человека в студеном краю стало чувство его породнения с грозной природной стихией, он чувствовал их родственными себе, одушевленными существами, которых можно умилостевить. Мифы об олене, сильном, умном, помогающим людям учили, как правильно себя вести в Снежных горах и таёжники в пути тихо пели старинные песни. Древние таёжные люди уверяли, что Мудрый Дух прибыл на землю как посланник звёздного мира и обладал мощными сверхъестественными способностями Сотворения, оживления и застывания природы. Благородный Солнце олень был участником Сотворения всего существующего на земле и надежным хранителем разумных тропинок к тайникам бескрайнего мира счастья приносящего удачу в промыслах самым достойным людям. Он требователен, неподкупен и не терпит человеческой фальши. У Солнца оленя есть свое настроение, сознательность, сила и открытое сердце. Только искренним и преданным сердцам, влюблённым в Снежные горы открывает он свои тропы.

      - Кто часто меняет решения и направления, не заслужит уважения, - звучало эхо старейшины. – Если у человека сердце спит, тот не узнает радости.

      По поверьям, все, что окружало таёжников и добывалось ими в промысловом деле, давалось высшими силами, а потому надо было с благодарностью принимать их дары и стараться не обижать духов-покровителей своими поступками. Таёжные люди открывали свои сердца навстречу Солнце оленю - хозяину Снежных гор. Искренность, собранность и любовь к путешествиям – это умонастроение таёжных кочевых оленеводов - охотников. Таёжная культура живёт в древних мифах Восточных Саян и передавалась изустно из поколения в поколение, от отца к сыну. Обычаи почитания крылатых оленей - птиц, посвящённые Солнцу сохранились до наших дней. Олени, покровители таёжных оленеводов, назывались солнечными, а оленята – детьми солнца. Отсюда и возникал интерес к памятникам изобразительного искусства и устному народному творчеству таёжной словесности, к богатому наследию предков.

      - Олень гордо несёт голову, и ты высоко держи свои мысли, - звучала речь старейшины. - Когда есть еда, то в метель и стужу можно в чуме сказку слушать.

      Почитание оленя в Снежных горах можно назвать не случайным. Наскальные и словесные мифы являются историей и летописью для таёжников. Фольклор отражает духовность таёжных людей, его мудрый ум, доброжелательный дух, его мировоззрение, нравы, обычаи, характер и силу. Все это, отблеск глубокой духовной связи таёжных кочевых оленеводов - охотников с северным оленем – символом благородной души человека.

      Русин Сергей Николаевич

      Книга "Ленточки странствий"

      Моя Тофалария

Комментариев нет:

Отправить комментарий